Судьба святителя Иоанна Златоуста настолько близка к современным реалиям, что может послужить примером для каждого человека 21 века. Как и в 4 веке от Рождества Христова, так и сегодня, было невиданное расслоение общества на богатых и бедных. Религия и власть использовались по своему разумению людьми, властвующими в то время. Они отошли от Священного Писания и полностью утратили любовь к ближнему. И на пути общества к хаосу встал никто иной, как Иоанн Златоуст. Поэтому и сегодня молитвы Иоанну Златоусту должны помочь обращающимся к нему, чтобы устоять перед грехом и соблазном современности.
Дни памяти:
- 27 сентября – Преставление
- 26 ноября
- 9 февраля – Перенесение мощей
- 12 февраля – Собор Трех святителей
Иоанн Златоуст (Хризостом) родился приблизительно в 347 году. Он был сыном видного военачальника Секунда и его жены Анфусы. Они жили в Антиохии. Знатная семья его родителей не знала ни в чем нужды. Но когда Анфусе было только 20 лет, а Иоанн и его сестра были малыми детьми, отец погиб.
Мать в отличие от многих вдов того времени, не вышла вторично замуж, а занялась воспитанием детей и управлением наследством. И успешно справилась бы с этим, но ее дочь, сестра Иоанна Златоуста, умерла. Тогда все свое внимание мать-христианка обратила на сына. Она дала ребенку лучшее по возможностям того времени образование и воспитание. Особые успехи юный Иоанн проявлял в риторике, красноречии и ораторском искусстве. Это и дало ему затем возможность получить прозвание Златоуст.
После обучения Иоанн занялся адвокатской практикой и очень в ней преуспел. Но Господь выбрал для него другую дорогу.
В молодости он стал более вдумчиво изучать Священное Писание, получать знания от епископа Антиохийского Мелетия. Его наставник видел в юном талантливом ораторе те способности, которые дали бы ему возможность принести огромную пользу Церкви и обществу. И Иоанн, после трехлетнего обучения у Мелетия, принял крещение. Ни о какой светской карьере он уже и думать не хотел, им руководило лишь одно желание – служить Богу.
Вскоре Иоанн получил звание чтеца, которое предшествовало получению священства. Но в это время его учитель епископ Мелетий был смещен со своего поста и выслан. В то время Церковь раздирали противоречия и борьба за власть. А Иоанн на своем посту полюбился жителям, и они стали требовать его возведения в сан. Но Иоанн сопротивлялся, и после смерти любимой матери ушел в монастырь, к чему давно стремился. Но мать просила его не делать этого.
В монастыре он провел 4 года, а затем удалился и жил отшельником в пещере. Но из-за аскетического образа жизни и пошатнувшегося здоровья был вынужден прервать отшельничество и вернуться в Антиохию. Ему было тогда 33 года.
Епископ Мелетий тогда снова руководил епархией, и привел Иоанна в диаконский сан. Обязанности богослужебного обеспечения не ограничивали круг его деятельности. Он занимался также заботами о бедных и обездоленных. В той области он прославился как чуткий и отзывчивый служитель.
В 386 году Иоанн стал священником и ревностным пастырем. Кроме этого, его все знали, как оратора, неподражаемого проповедника. Его речи всегда были последовательными, ясными и доступными для людей. Люди шли слушать его толпами, внимали его наставлениям м старались следовать им.
В 397 году Иоанн Златоуст возглавил Константинопольскую кафедру, став патриархом. Но с самого начала служения на новом посту он стал пытаться изменить морально-нравственные основы общества. Ведь знать утопала в роскоши, а простые люди мучились в нищете. Духовенство также шло на поводу у этих соблазнов.
Чтобы прервать этот порочный круг, молодой патриарх стал вводить жесткие ограничения, изгонять священников, запятнавших себя уклонением от христианского долга.
Разумеется, это очень не нравилось высшему духовенству и власти. Когда Иоанн продавал предметы роскоши и тратил средства на благотворительность, помогал бедным, обличал разврат и неверие, он тем самым обличал других священников. И началась борьба против Златоуста, которая привела к его смещению, осуждению и ссылке. Но народ возмутился такому решению и изгнанию своего любимого патриарха. Его были вынуждены вернуть, тем более, что сразу после его ссылки произошло сильное землетрясение, что сочли за предупреждение о неправильном решении.
Но Иоанн ничуть не испугался этих интриг и с еще большим жаром стал бороться против нравов того общества. В результате его вновь осудили и выслали. Он три года провел в ссылке, молясь и занимаясь литературным творчеством.
В 407 году он умер, произнеся последние слова «Слава Богу за всё». После смерти он был полностью оправдан и по сей день почитается как великий пастырь, проповедник и христианский писатель.
Его мощи были нетленны и перенесены в Константинополь. Там народ, встретив их, вскричал: «Прими престол твой, отче!». Уста Иоанна во гробе отверзлись, и он произнес «Мир всем!».
Люди обращаются с молитвой Иоанну Златоусту о помощи в самых разных делах:
Молитва Иоанну Златоусту о помощи, принесенная искренне и не связанная ни с какими материальными выгодами, обязательно находит отклик и святой спешит на помощь всем обездоленным и обиженным.
О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́: сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Ты еси́ отроко́м — послуша́ния о́браз, ю́ным — целому́дрия свети́ло, муже́м — трудолю́бия наста́вник, ста́рым — незло́бия учи́тель, и́ноком — воздержа́ния пра́вило, моля́щимся — вождь от Бо́га вдохнове́нный, му́дрости и́щущим — ума́ просвети́тель, вити́ям доброглаго́ливым — сло́ва жива́го исто́чник неисчерпа́емый, благотворя́щим — милосе́рдия звезда́, нача́льствующим — правле́ния му́драго о́браз, пра́вды ревни́телем — дерзнове́ния вдохнови́тель, пра́вды ра́ди гони́мым — терпе́ния наста́вник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спасе́ши. Над все́ми же си́ми стяжа́л еси́ любо́вь, я́же есть соу́з соверше́нства, и то́ю, я́ко си́лою Боже́ственною, вся дарова́ния во еди́нем лице́ твое́м во еди́но совокупи́л еси́, и ту́южде любо́вь, разделе́нная примиря́ющую, в толкова́нии слове́с апо́стольских всем ве́рным пропове́дал еси́. Мы же гре́шнии, по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, быва́ем тщесла́вни, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще: сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми, отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное бу́дет, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́, сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Мы же, гре́шнии (имена), по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, но быва́ем тщесла́вии, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще; сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку зло́бу, недоброжела́тельство, го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное невозбра́нно пребу́дем, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.