В трудные минуты человек обращается к Господу с мольбой и просьбами, так как не видит других источников спасения. Бог всегда слышит обращения верующих и не оставляет их в беде. Псалом 101 словно крик души взывает к Господу, наполненная страданиями и отчаянием молитва обращена к единственному Спасителю и Защитнику.
Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое
1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет.
2 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя.
3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася.
4 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.
5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей.
6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.
7 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде.
8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.
9 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях.
10 От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси.
11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох.
12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род.
13 Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити eго, яко прииде время.
14 Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят.
15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея.
16 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей.
17 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их.
18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа.
19 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре,
20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных,
21 возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме.
22 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви.
23 Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми.
24 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя.
25 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса.
26 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся.
27 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.
28 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.
Молитва нищего, когда он унывает и изливает пред Господом моление своё.
1 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт.
2 Не отврати лица Твоего от меня, в день, когда я скорблю, склони ко мне ухо Твоё, в день, когда призову Тебя, скоро услышь меня.
3 Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли.
4 Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой.
5 От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей.
6 Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах.
7 Не спал и стал как птичка, сидящая одиноко на кровле.
8 Весь день поносили меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись.
9 Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял
10 от гнева Твоего и ярости Твоей, ибо, подняв, Ты низверг меня.
11 Дни мои склонились как тень, и, как трава, я иссох.
12 Но Ты, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе – в род и род.
13 Ты, восстав, смилуешься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо пришло время,
14 ибо возлюбили рабы Твои камни его и о прахе его жалеют.
15 И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей,
16 ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей.
17 Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их.
18 Да напишут это для рода иного, и народ созидаемый восхвалит Господа,
19 ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел,
20 чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых,
21 возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме,
22 когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу.
23 Обратился он к Нему на пути, в дни крепости своей: «О немногих днях моих возвести мне;
24 не похить меня на половине дней моих: в роде родов – годы Твои».
25 В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса;
26 они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся.
27 Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся.
28 Сыны рабов Твоих найдут приют, и семя их навек устроится.
Точной информации об авторстве псалма 101 нет, мнения специалистов разделились на два лагеря. Анализ других текстов Священного Писания и песен Псалтири показал противоречивые результаты. Одни склоняются к тому, что песнь была написана царем Давидом в период восстания его родного сына Авессалома, который не только склонил на свою сторону многих придворных, но и преследовал отца. Предательство сына стало страшным ударом для Давида, от него отвернулись многие вельможи, даже армия подчинилась Авессалому, желавшего свергнуть отца. Одинокий, преданный, вынужденный прятаться Давид был разбит и сломлен, он молил Господа о помощи и защите, не находя спасения ни в чем другом.
Другая часть теологов полагает, что текст псалма 101 относится к событиям вавилонского пленения евреев. Авторство песни они приписывают пророкам Даниилу или Неемии, но даже здесь нет точности.
Для лучшего понимания дома разрешается читать псалом 101 на русском языке, во время церковных служб песни исполняются в старославянском варианте. Обращаться к тексту следует в следующих ситуациях:
Читать псалом 101 рекомендуется перед иконами, можно зажечь свечу или лампаду. Важно понимать, что эта молитва состоит не из жалости к себе и утешений, а мольбы о помощи и раскаянии.
Для разбора песни, толкования псалма 101, следует обратиться к каждому стиху по отдельности.
В первых стихах описывается прискорбное положение автора, при этом не следует забывать и о подписи к тексту псалма 101, из которого становится ясно, что трудности в жизни бывают у всех, и у царя, и у пастуха. Бедствия и несчастья, описанные в этих строках, показывают отчаянное положение псалмопевца, его уныние и бессилие перед лицом врага. Автор говорит о себе, как о чем-то высохшем и обгоревшем, что от нечаянного касания или дуновения ветра может обратиться прахом. Так же следует сравнение с пеликаном, обитателем полноводных мест, оказавшимся в пустыне. Эти строки подходят как к истории еврейского народа, оторванного от дома и лишенного будущего, так и к жизнеописанию царя Давида, покинутого всеми и преследуемого сыном.
Истинное раскаяние прослеживается в стихах, автор признает свою вину перед Господом и Его всемогущество. И всё же не утихает мольба о прощении, о милости Божьей, которая является единственным спасением, как для человека, так и целого народа.
В стихах 17-24 псалма 101 у автора появляется надежда и уверенность в будущем. Говорится о том, что Господь услышит молитвы, освободит от бед и проклятий верующих и покарает грешных за их преступления. В последних стихах воздается хвала Господу, как Создателю и Защитнику. Бог вечен, поэтому только в нём найдут спасение и утешение праведные.