Псалом 15

Еврейская надпись псалма 15 переводится как «Золотая поэма», а славянское «столпописание» указывает на огромную ценность его содержания. По надписанию, а также по свидетельству книги Деяний Святых Апостолов (2:25-28 и 13:35-36) известно, что этот псалом принадлежит Давиду.

  1. Текст молитвы псалом 15
  2. На церковнославянском языке с ударениями
  3. На русском языке
  4. История написания
  5. Толкование псалма 15

Текст молитвы псалом 15

В церкви псалом 15 читается на церковнославянском языке, но дома можно читать и на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

Столпописание, Давиду

1 Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко на Тя упова́х.

2 Рех Го́сподеви: Госпо́дь мой eси Ты, я́ко благи́х мои́х не тре́буеши.

3 Святы́м, и́же суть на земли́ Его, удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них.

4 Умно́жишася не́мощи их, по сих ускори́ша: не соберу́ собо́ры их от крове́й, ни помяну́ же име́н их устна́ма мои́ма

5 Госпо́дь часть достоя́ния моего́ и ча́ши моея́, Ты eси́ устроя́яй достоя́ние мое́ мне.

6 У́жя нападо́ша ми в держа́вных мои́х, и́бо достоя́ние мое́ держа́вно eсть мне.

7 Благословлю́ Го́спода, вразуми́вшаго мя, eще́ же и до но́щи нака́заша мя утро́бы моя́.

8 Предзре́х Го́спода предо́ мно́ю вы́ну, я́ко одесну́ю менé eсть, да не подви́жуся.

9 Сего́ ра́ди возвесели́ся се́рдце мое́, и возра́довася язы́к мой, eще́ же и плоть моя́ всели́тся на упова́нии.

10 Яко не оста́виши ду́шу мою́ во а́де, ниже́ да́си преподо́бному Твоему́ ви́дети истле́ния.

11 Сказа́л ми eси́ пути́ живота́, испо́лниши мя весе́лия с лице́м Твои́м, красота́ в десни́це Твое́й в коне́ц.

На русском языке

Надпись на столбе, Давида.

1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.

2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.

3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое.

4 Умножились немощи их, затем в суету погрузились. Я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.

5 Господь – доля наследия моего и чаши моей, Ты возвращаешь наследие моё мне.

6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.

7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

9 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,

10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,

11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

История написания

Святой царь и пророк Давид Псалмопевец

Что касается времени написания 15 псалма, указания на него можно найти в самом содержании. Во втором стихе Бог не требует «благих» от Давида. Под этим выражением следует понимать жертвы, которые являют собой обязательную и главнейшую составляющую ветхозаветного культа. Когда Господь не требовал жертв от Давида, видим указание в третьем стихе псалма. Под «святыми» здесь подразумеваются евреи, как народ избранный самим Богом, призванный к великому служению и получивший от него великие обетования.

В псалме 15 Давид отделяет себя от евреев, живших на «Его» земле, то есть назначенной ему Господом, Палестине. Это означает, что в описанное время Давид вне евреев и находится за пределами Палестины. В четвертом стихе изображается нечестивость окружающих его людей, в которой он сам не принимает никакого участия. Таким образом, Давид находится вдали от своего народа, не имеет возможности приносить жертвы Богу, и окружен язычниками. Такое положение дел соответствует периоду жизни Давида при Сауле, когда он вынужден был бежать от его преследований в Секелаг, к царю филистимскому Ахнусу. Свидетельства тому описаны в первой книге Царств (27:1-7).

Толкование псалма 15

По полноте в развитии мыслей, по краткости их выражения, а также из-за недостаточной ясности текст псалма 15 является одним из самых сложных для толкования.

  • Стих 1: Мысль этих слов повторяется в большинстве псалмов Давида и свидетельствует о необыкновенной глубине и силе его преданности и веры. Всю свою надежду, «все упование» жизни Давид видел только в Господе, и только от него мог ждать помощи в тот момент, когда он оказался вне своего народа, среди язычников, чуждых ему по вере и крови.
  • Стих 2: Как упоминалось выше, под «благами» можно понимать жертвы. Предназначение этих жертв заключается в том, чтобы пробудить в человеке осознание своей греховности перед Господом и желание примирения с ним. Бог же не требует от Давида жертв, потому что он потребовал от него служения делами и мыслями, то есть всем существом своим.
  • Стих 3: Здесь «святые» — это еврейский народ, как избранник Бога, находящийся под его исключительным руководством и покровительством и призванный быть святым народом. «Земля» — это Палестина, а «дивные» — священники, пользующиеся уважением и почетом в народе. Давида влечет к истинным пастырям, к родному народу, к родной земле.
  • Стих 4-5: Так как есть только один истинный Бог – Иегова, то и милостей может ждать только тот, кто верует в него. А лишения, «скорби» достанутся тем, кто почитает чужих богов.
  • Стих 6: «Межи мои» — это пределы моих владений (полей), границы. Такой участок владений мил Давиду.
  • Стих 7: По всей видимости, во время пребывания среди филистимлян Давиду было откровение от Бога, которым он «был вразумлен».
  • Стих 8: Давид постоянно видит помощь от Господа, которая оберегает его от всяческих падений и несчастий. И даже будучи среди язычников он уверен, что будет спасен.
  • Стих 9-10: Осознание постоянного покровительства Господа являлось источником глубокой внутренней радости Давида, которая проявлялась и внешне («возвеселился язык мой»). Это же покровительство вселило в него глубокую уверенность в том, что он не погибнет и его тело даже не увидит тления. Но как свидетельствует книга Деяний (2:29, 13:36), эта уверенность не оправдалась. Давид умер, как и все люди, а его тело истлело. Поэтому означенные слова в большей степени относятся ко Христу, тело которого воскресло и не познало тления.
  • Стих 11: Заключительный стих представляет собой вывод из всего содержания псалма 15. Воспевается радость от общения с Богом.

Смотрите также:

Написать комментарий

Проверочный код