Это благодарственный псалом, который весь наполнен молитвой и пламенной любовью царя Давида к Богу, твердым упованием на Него и уверенностью, что десница Божия поддержит и защитит его от любого врага. Царь Давид радостен. Он уверен в том, что гонители его погибнут, а он, в звании царя «возвеселится о Боге».
1 Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей
2 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне.
3 Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.
4 Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя.
5 Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои.
6 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя.
7 Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя.
8 Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
9 Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
10 Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли,
11 предадятся в руки оружия, части лисовом будут.
12 Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже, Боже мой, к Тебе с рассвета стремлюсь: жаждет Тебя душа моя. Сколько раз стремилась к Тебе плоть моя в земле пустынной, и непроходимой, и безводной?
3 Так бы я во святилище явился Тебе, чтобы видеть силу Твою и славу Твою!
4 Ибо лучше жизни милость Твоя; уста мои восхвалят Тебя.
5 Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё вознесу руки мои.
6 Как бы туком и елеем да наполнится душа моя, и устами радости восхвалят Тебя уста мои.
7 Вспоминал я Тебя на постели моей, поутру размышлял о Тебе,
8 ибо Ты стал помощником мне, и под кровом крыл Твоих я возрадуюсь.
9 Прильнула душа моя к Тебе, меня поддержала десница Твоя.
10 А те, что напрасно искали душу мою, сойдут в преисподнюю земли,
11 преданы будут силе меча, станут добычей лисицам.
12 Царь же возвеселится о Боге, восхвалится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду.
Бежав от Саула, Давид пришел в пустыню, где и жил. Итак, в сей то пустыни находясь, он сочинил настоящий псалом, в котором открывает чрезвычайную любовь свою к Богу. Он также и пророчествует в нем об истреблении, которому имели подвергнуться гонители его. Сей псалом приличен и нам — христианам. Ибо когда и мы находимся в пустыни сладостных предметов мира и имеем пламенную любовь к Богу, то без сомнения будут истреблены и наши видимые и невидимые враги, и вовсе не в состоянии будут вредить нам.
Этот псалом относится и к душе, бывшей прежде в пустыни (вне) всякого добра, а потом благодатью Христовою возвратившейся к добру.
Ст. 2. Боже, Боже мой! к Тебе утренюю.
Господи, как только проснусь, мыслями своими бегу к Тебе и, прежде чем начать любое дело, беседую с Тобою, молюсь Тебе и посвящаю Тебе начало дня.
Возжада Тебе душа моя.
Жажда Давида — это не мирская жажда воды, это искренняя и сильная любовь к Богу. Давид не находит слов, чтобы выразить силу своего чувства, поэтому ищет примеры в разных вещах, чтобы и мы стали соучастниками этой любви, прочувствовали ее.
Коль множицею Тебе плоть моя.
Многократно и чрезмерно я жажду и люблю Тебя, Господи! Не только душа моя исполнена божественного вожделения, но и самая плоть жаждет Бога, когда покоряет волю свою Ему.
В земли пусте, непроходне и 6езводне.
Я так сильно люблю Тебя, Господи, что и непроходимая, и безводная пустыня нисколько не изменила любви моей к Тебе.
Ст. 3. Тако во святем (святилище) явихся Тебе.
Этими словами Давид показывает, что и там, в Иерусалиме, когда молился в скинии, и здесь в пустыни, он сохранил одинаковую расположенность и любовь к Богу!
Видети силу Твою и славу Твою.
Я молюсь в пустыне сей, Господи, чтоб видеть силу Твою, которая низложит врагов моих, и видеть славу Твою, потому что все будут прославлять Тебя за Твою помощь надеющимся на Тебя.
Ст. 4. Яко лучши милость Твоя паче живот. Устне мои похвалит Тя.
Лучше получить от Тебя, Господи, милости в этой пустыне, нежели проводить жизнь в роскоши и наслаждении телесными удовольствиями. За это уста мои будут хвалить Тебя.
Ст. 5. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руци, мои.
Как теперь искренно и от всей души моей прославляю Тебя, находясь в этой пустыне, так буду прославлять Тебя и во всю мою жизнь, и только во имя Твое стану возносить руки мои в молитве. Здесь царем Давидом положено твердое намерение не только благословлять Бога словами, но и прославлять Его добродетельною жизнью.
Ст. 6. Яко от тука и масти да исполнится душа моя и устнама радости восхвалять Тя уста моя.
Здесь Давид изображает благодарность и милость. Побуждаясь этими чувствами, он будет хвалить Бога радостными словами.
Ст. 7. Аще поминах Тя на постели моей; на утренних поучахся в Тя.
Я сплю и закрываю глаза мои, и память моя возвращается к Тебе, открываю глаза мои, и глубокий сон не останавливает воспоминания о Тебе.
Ст. 8. Яко был ecu помощник мой; и в крове крилу Твоею возрадуюся.
Тебя, Господи, воспоминаю и когда бодрствую, потому что не имею надобности воспоминать кого-либо другого, кроме Тебя. И буду радоваться под твоей защитой.
Ст. 9. Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя.
Душа моя, и сердце мое так привязаны к Тебе, что не могут удалиться от воспоминания о Тебе ни на малое время. За такое великое желание и доверие Божия сила Твоя подала мне помощь. (Этими словами Давид пророчествует о помощи, которую окажет ему Господь, а также о наступавшей погибели Саула).
Ст. 10. Tии же всуе искаша душу мою; внидут в преисподняя земли.
А тот, кто искал моей смерти — пойдет в ад.
Ст. 11. Предадятся в руки оружия.
Сказав прежде, что враги его умрут, Давид по связи здесь говорит теперь и о том, каким образом умрут, именно, что будут преданы в руки оружия (оруженосцев), то есть, падут на брани.
Части лисовом будут.
Когда, Саул и прочие враги будут убиты на поле брани, тогда лисицы и прочие звери разделят их себе в пищу, как оставшихся не погребенными.
Ст. 12. Царь же возвеселится о Бозе.
Царем Давид называет самого себя, как помазанного, по повелению Божию. Итак, он говорит, что будет веселиться не о смерти врагов своих (потом он плакал и рыдал, узнав о смерти Саула и сына его Ионафана) а будет радоваться о Боге, который защищает любящих Его.
Похвалится всяк кленыйся им.
У подвластных народов было обыкновение клясться царем своим.
Яко заградишася уста глаголющих неправедная.
Уста врагов, говоривших неправду, остановлены смертью, и больше не смогут сказать против меня ничего.
Толкование 62 псалма дает нам представление о душевном устроении царя Давида, который уже не впервые за свою жизнь оказывался в положении изгнанника, но ни разу не переставал верить в своевременную и мудрую помощь Бога. Именно поэтому в тексте 62 псалма он не молит Создателя о спасении, а с верой и надеждой предает свою жизнь в Его руки. И мы будем читать этот псалом во время опасности, или тогда, когда душа наша захочет благодарить Бога за все Его милости к нам.
Псалом 62 один из псалмов Шестопсалмия, которым в Православном богослужении принято называть шесть избранных псалмов, последовательно исполняемых на утрени. Этот момент церковной службы особый, он выделяется строгостью и печальным звучанием. Обстановка в храме соответствует этому: закрываются Царские врата, гасится свет, тушатся свечи; на середину храма выходит чтец, и, как бы от лица всех верующих, неподвижно стоящих вокруг, произносит слова псалмов – молитву скорби, покаяния и надежды. Шестопсалмие читается обязательно на каждом утреннем богослужении (повседневном, субботнем и воскресном) в течение всего года, кроме дней Светлой Пасхальной седмицы, это говорит о его огромной важности. Православные толкователи, подчеркивая особую значимость Шестопсалмия в богослужении, видят в нем отражение самого значимого события в жизни человечества – пришествия в мир Христа Спасителя.