Псалмы псалтыри бывают разные. Среди них есть песни благодарения и восхваления, плача, прошения. Псалом 94 относится к «псалмам воцарения», так как в нем содержится идея-предвидение воцарения на всей земле Мессии. Псалмопевец призывает народ прославлять Бога и предостерегает от неверия, которое стало причиной скитания предков по пустыне, лишение их права вхождения в землю обетованную.
Хвала песни Давиду, не надписан у еврей,
1 Прииди́те, возра́дуемся Го́сподеви, воскли́кнем Богу Спаси́телю на́шему:
2 предвари́м лице́ Его во испове́дании, и во псалме́х воскли́кнем Ему.
3 Яко Бог Ве́лий Госпо́дь, и Царь Ве́лий по всей земли́,
4 я́ко в руце́ Его вси концы́ земли́, и высоты́ гор Того́ суть.
5 Яко Того́ есть море, и Той сотвори́ е́, и су́шу ру́це Его созда́сте.
6 Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Ему, и воспла́чемся пред Го́сподем сотво́ршим нас:
7 я́ко Той есть Бог наш, и мы лю́дие па́жити Его, и о́вцы руки́ Его. Днесь а́ще глас Его услы́шите,
8 не ожесточи́те серде́ц ва́ших, я́ко в прогне́вании, по дни искуше́ния в пусты́ни,
9 во́ньже искуси́ша Мя отцы́ ва́ши, искуси́ша Мя, и ви́деша дела́ Моя́.
10 Четы́редесять лет негодова́х ро́да того́, и рех, при́сно заблужда́ют се́рдцем, ти́и же не позна́ша путе́й Мои́х,
11 я́ко кля́хся во гне́ве Мое́м, а́ще вни́дут в поко́й Мой.
Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев.
1 Приидите, воспоем Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:.
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».
В тексте псалма 94 изображается народное ликование, имеющее религиозный характер и выражающееся в пении благодарственных и хвалебных песен Господу. Причиной этого ликования являлось откровение всему еврейскому народу Божественной воли.
По мнению многих богословов текст псалма 94 был написан во времена Иосии. Именно в это время отмечался подъем религиозного ликования, что объяснялось нахождением первосвященником Хелкией автографа закона Моисея и оглашения его народу. Автор псалма 94 неизвестен. Предполагается, что он мог быть написан самим Иосием.
Со временем Давида содержимое псалма не связано.
Псалом 94 входит в состав XIII кафизмы. В соответствии с церковными правилами богослужения его читают в храмах по четвергам, а во время Великого поста по вторникам и пятницам. На Светлой седмице к псалму 94 не обращаются, так как в это время чтение кафизм не положено.
При келейной молитве разрешается читать псалом 94 на русском языке, но в храме он звучит только на церковнославянском языке.
Православная церковь рекомендует читать псалом 94 в защиту от демонов, чтобы между супругами не было проблем и трений, и чтобы их не коснулось колдовство. Эта рекомендация основана на советах Преподобного Арсения Капподакийского.
Данная песнь представляет собой мессианское пророчество, которое предсказывает повсеместное распространение христианской веры и воцарение Бога. Для того чтобы лучше понять толкование псалма 94, необходимо рассмотреть его стихи по отдельности:
Чтение псалма 94 оглашает учение Христа, позволяет каждому человеку узнать его волю. Соответственно люди могут и выбрать свое отношение к этой воле – потерять или наследовать место покоя, рай, блаженство быть вместе с Богом.